Доброго времени суток дорогие читатели. В этой статье я вам расскажу о том, как развивается речь у детей в возрасте от 4 до 5 лет. Дети этой возрастной категории очень быстро пополняет свой словарный запас. Произносительная сторона речи также очень усиленно развивается. Речь детей становится интонационно окрашенной и выразительной, речевые конструкции значительно усложняются, когда ребёнок говорит самостоятельно его связная речь становится более сложной и последовательной. В этот период следует очень внимательно следить за развитием речи у детей, чтобы не пропустить момент, когда следует обратить внимание на важные особенности развития речи. Родителям стоит изучать информацию о правильном развитии речи детей.
В возрасте от 4 до 5 лет у детей в речи хорошо преобладают наречие, прилагательные и предлоги. У некоторых детей в этом возрасте ещё сохраняются нарушения произношения некоторых звуков, если у вашего ребенка в этом возрасте есть нарушение произношения, то самое время этим заняться, чтобы к концу пятого года жизни произношения у ребёнка было нормально. Родителям следует обращать особое внимание на произношение звуков их ребенком. Родителям нужно создать правильную речевую среду вокруг ребенка и благоприятную обстановку дома.
Речь детей этой возрастной категории характеризуется следующими особенностями:
- Ребёнок очень хорошо ориентируется в именах и фамилиях всех членов своей семьи, а также может назвать свой адрес проживания.
- Словарный запас достигает 4000 слов, все эти слова ребёнок активно использует в своей речи.
- Ребёнок хорошо ориентируется в пространстве времени, может назвать какое сейчас время дня.
- Дети хорошо ориентируются во временах года, могут назвать все времена и их последовательность.
- Ребёнок уже хорошо считает до 5 и знает названия основных геометрических фигур.
- У ребёнка в речи появляются вежливые слова, которые обращаются к другим членам семьи.
- Ребёнок может назвать как он себя чувствует, охарактеризовать своё настроение.
- Ребёнок хорошо общается вопросами, может задавать вопросы собеседнику и отвечать на них.
- Ребёнок может рассказать по серии картинок, составить рассказ на любую тему, придумать конец истории.
- Если предложить ребёнку любой предмет или игрушку он может его писать.
- Его фразовая речь очень развита и предложение достигает 8 слов.
- В речь у него есть множественное число и повелительное наклонение.
- Речь также наполняется синонимами и антонимами.
- В предложениях он уже правильно употребляет наречия, предлоги и прилагательные.
- Его речь становится согласованной, в предложениях он может правильно употреблять слова по роду числу и падежу.
- На картинке он может определить и назвать отличительные признаки предметов.
- Он знает уже много профессий.
- Ребёнок может рассказать без проблем, что он увидел и услышал. Он может заучивать небольшие стихи, скороговорки или забавные потешки.
Занятия для развития речи 4 — 5 лет.
Занятия по развитию речи у детей в возрасте от 4 до 5 лет будут включать следующие положения: развитие активного словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие фонематического слуха, постановка правильного произношения. Ниже я расскажу по каждому из этих направлений.
В речи у детей уже есть присутствие наречий с признаками времени и пространства, а также существительные и глаголы. Есть уже понятие об общении. Дети легко могут назвать животных и их детенышей, а также части целого предмета. Главным признакам расширение словарного запаса является — овладение связной речью. Грамматический строй речи у детей в этом возрасте хорошо развивается, дети активно занимаются словообразованием, в речи у них появляются в словах суффиксы, ребёнок хорошо образуют формы слов по похожему образу. В речи у детей становится всё меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов. Если в этот период обучать ребёнка овладению правильным грамматическим строем речи, то в дальнейшем это поможет избежать многих речевых ошибок. Связная речь у детей также активно развивается. Дети кроме ситуативной речи и уже активно пользуется контекстную. В процессе пересказа или самостоятельного рассказа у детей допускается рассказ по вопросам или подсказкам. К 5 годам ребенок сможет самостоятельно составить рассказ из нескольких десятков предложений. В этом возрасте речь ребенка постепенно превращается в полноценную речь. Для общения с окружающим миром ребёнок уже использует речь, как коммуникативную функцию.
Ребёнок уже может отвечать на вопросы, возражать уточнять, аргументировать свой ответ и переспрашивает. Для дальнейшего успешного обучения ребенка очень важно чтобы ребенок овладел связной речи. Дети в этом возрасте хорошо умеют различать звуки на слух, если встречаются ошибки, они легко могут это исправить. Дети хорошо изменяют интонацию и тембр голоса для выразительного пересказа. Дети хорошо отличают гласные звуки от согласных, твердые от мягких, шипящих свистящих. Дети уже способны понимать где находится звук в слове, и конкретно его выделять в речь.
Если ребёнок будет правильно произносить все слова, то и в дальнейшем и правильно писать. К концу пятого года жизни у ребёнка должны исчезнуть все неточности с произношением звуков, если этого не произошло Вы можете обратиться к логопеду, например, написать мне об этом. Иногда дети не выговаривают звук Р в этом возрасте. Коррекция произношения звука Р является самой частой проблемой, с которой родители обращаются к логопеду.
По опыту могу сказать, что если активно заниматься этой проблемой, то скорректировать произношение звука Р можно очень скоро.
Особенности развития речи детей 4 — 5 лет.
Ниже я приведу несколько советов и рекомендаций для родителей, у которых есть дети в возрасте от 4 до 5 лет.
Когда ребёнок воспитывается в семье, он овладевает теми нормами языка, которые используют его родители, и которые он очень часто слышит. Ребенок копируют ваш словарный запас, то как вы строите предложения, излагайте свои мысли, с какой интонацией. Речевое развитие ребенка зависит от той среды, в которой он воспитывается. Развитие речи у ребёнка зависит напрямую от комфорта и психологического климата в семье. Если речь вашего ребёнка неправильно, не подражайте его речи, не ругайте и не искажайте эти звуки и слова. Старайтесь самостоятельно правильно проговаривать все слова и чётко. Если ваш ребёнок плохо произносит некоторые звуки, то не следует высмеивать его, а нужно решать проблему.
При общении с ним старайтесь исключать сложные слова, и труднопроизносимые, а также те, которые непонятные ему. Если какие-то слова в вашей речи ему незнакомы, постарайтесь объяснить, что они обозначают. Когда вы общаетесь со своим ребёнком старайтесь задавать понятные конкретные вопросы, а также важно получить ответ.
Не стоит раздражаться и передразнивать ребёнка, если он допускает ошибки, такие ошибки нужно корректировать. Старайтесь пополнять его словарный запас чтением книг, сказок и литературы. Старайтесь создавать нормальное речевое окружение и правильный психологический климат в семье. Семейные скандалы очень часто могут спровоцировать серьезные проблемы речи, такие как: заикания, замкнутость, агрессивность и появление комплексов и фобий в речи.
Если вы хотите с ним позаниматься, всё обучение должно проходить в игровой форме. Важно подбирать интересные игры, которые понравятся вашему ребёнку. Используйте игры на расширение словарного запаса, на овладение правильным произношением, на овладении построением грамматической конструкции в речь. Если у вас возникают какие-либо сложности с постановкой правильного произношения у ребенка, то следует обратиться к логопеду.
С рождения до 1 года развитие речи ребёнка >>>